Лицензия на образовательную деятельность: Серия 89 Л 01 № 0000254 (рег. № 1987) от 20 марта 2014 г. Действительна: бессрочно

В музей вместе с ребёнком

Идёт ли снег, иль ярко солнце светит

Под сенью залов здесь покой и тишина.

Сама природа нас у входа встретит

И проведёт экскурсию она.

 

        Приобщение ребёнка к тайнам природы воспитывает у него познавательный интерес к ней, учит ориентироваться в разнообразном мире природы, развивает мышление, обогащает его словарный запас, пробуждает эстетические чувства, развивает его творчество, хорошо готовит ребёнка к школе.

        Одним из средств развития у дошкольников интереса к природе является посещение эколого-краеведческих, природоведческих музеев, которые рассчитаны на посещение родителей с детьми любого возраста, в том числе и дошкольного.

        Посещение природоведческих музеев даёт возможность знакомить детей на только с природой нашей местности, но и позволяет осуществлять знакомство с разнообразным природными уголками всей планеты Земля, а также помогает воспитывать интерес и любовь к родному краю. Музей знакомит детей с чучелами животных и средой их обитания, с близкими и далёкими природными зонами.

Посещение музея – событие в жизни ребёнка и семьи, которое доставляет удовольствие всем: взрослым и детям, оказывая эмоциональное воздействие на них. Важно, чтобы поход в музей оставил след в душе ребёнка, поэтому к посещению следует подготовиться.

        Ребёнку нужно рассказать о том, что его поведут не в простой в музей, а музей природы, в котором собран интересный и разнообразный материал из жизни животных и растений. При этом хорошо захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествуя по залам. 

          Во время рассматривания экспонатов желательно разговаривать спокойно, не мешая другим людям. Не следует бегать по залам музея (напомните ребёнку, что бегают на улице или в спортивном зале) и трогать экспонаты руками. Мы не должны мешать другим людям. В музее работают  экскурсоводы, они проводят экскурсии и знакомят посетителей с экспонатами и экспозициями. Старшим дошкольникам полезно рассказать и об увлекательной деятельности коллекционеров-собирателей, которые этому посвящают всю свою жизнь.

        Дети быстро устают, поэтому они не могут получать сразу большой объём информации. С детьми 3-4-х лет желательно осмотр проводить до 30 минут, со старшими дошкольникам и можно путешествовать по залам музея до 1 часа в том случае, если они заинтересованы и не проявляют усталости.

        А так как в музее собраны богатые  и разнообразные экспозиции, которые невозможно осмотреть сразу, то целесообразно и желательно организовать посещения музея неоднократно.

        Процесс вхождения ребёнка в мир искусства индивидуален. Первые впечатления – самые сильные и глубокие, поэтому так необходимо тщательно подготовиться к первой экскурсии в музей. От нас, взрослых, зависит, захочет ли ребёнок ещё раз пойти в музей.

        Первое посещение не должно быть длительным и утомительным для ребёнка. Оно должно оставить у него впечатление праздника и чувство приобщения к прекрасному. Нельзя торопить ребёнка, пусть он повнимательнее посмотрит на те экспонаты, которые больше заинтересовали его. Эмоциональный контакт-пауза, раздумье малыша важнее слов. В развитии культуры художественного видения важна, прежде всего, пауза всматривания, созерцания, сопереживания, а затем уже содержательный краткий рассказ об экспонате или самом музее. При рассматривании необходимо вовлекать ребёнка в диалог, побуждать его к общению и пробуждать устойчивый интерес, потребность поделиться своими чувствами и знаниями с друзьями и взрослыми.  

        Приобщать детей к музею можно, начиная с трёхлетнего возраста. Однако при этом следует помнить, что маленький ребёнок быстро утомляется и поэтому не следует перенасыщать его впечатлениями. Ребёнок четырёх-пяти лет уже осознаёт себя в мире окружающих его людей и явлений, у него развита эмоционально-познавательная активность, способность к сопереживанию и жажда деятельности. Рассматривая картины, иллюстрации, пособия, дети уже способны непосредственно выражать к ним своё отношение. В 5-6 лет у ребёнка совершенствуются процессы узнавания, сравнения (анализа и синтеза). Специалисты называют этот период «золотым веком» детского самовыражения. Старшие дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое. Свои впечатления дети высказывают, опираясь на собственные чувства и личный опыт. Спешат поделиться открытиями со сверстниками и взрослыми. Пытаются создать свой мир красоты, участвуют в выставке своего творчества, в сборе коллекций.

        После посещения музея, для развития ребёнка, желательно с ним вспомнить и «прожить» впечатления, полученные от экскурсии, так как в это время как бы усваивается то, что ребёнка впечатлило, то, что он запомнил. Помочь ему прожить свои впечатления можно в игре, в рассказе, в просмотре фотографий, сделанных в музее, в рассматривании буклетов, книг, в рисовании и т.д. все дети с удовольствием рисуют и лепят, выполняют аппликацию. Они живо откликаются на красоту, стремятся к прекрасному, их увлекает творчество. Поэтому ребёнку целесообразно предложить изобразить в рисунке то, что ему запомнилось больше всего в залах музея, при этом записав его рассказ об увиденном.

        Дома вместе с ребёнком хорошо бы начать собирать какую-нибудь коллекцию, например, камней, марок о животных или растениях, организовать игру в зоопарк и т.д.

         Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ  имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы же взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы.

        Посещение музея должно стать праздником для всей семьи.

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>